Оценка персонала. Основные принципы.
Оценка персонала – это форма диагностики эффективности исполнения работниками организации обязанностей и реализации поставленных задач. Процесс оценивания персонала становится действенным, когда применяется комплекс мер, направленных на изучение характеристик работников, анализ аспектов работы и отбор сотрудников.
Анализ деятельности персонала.
Анализ проводится на основе выработанных критериев оценки:
- Качественный критерий. Он позволяет определить уровень квалификации работника, качество его деятельности, помогает выявить недостаток навыков, знаний и устранить его.
- Поиск и отбор сотрудников. На основе качественного критерия производится оценка соответствия ему, отбираются только те работники, которые отвечают требованиям компании.
- Мотивация сотрудников. Производится оценка стремления домашнего персонала выполнять работу качественно, при необходимости принятие стимулирующих мер.
- Составление кадрового резерва. На основе всех показателей составляется резерв сотрудников, способных вести управленческую деятельность.
Критерии оценки сотрудников.
- Количественные показатели – самый распространенный способ оценивания персонала. Он отражает эффективность деятельности сотрудника в количественном эквиваленте: сумма средств, вырученная от продаж. Субъективность этого показателя объясняется разными условиями, в которые поставлены сотрудники, поэтому необходимо учитывать его относительность.
- Качественные показатели – способ оценки персонала, базирующийся на характеристике качества деятельности работника: компетентность, качество работы с клиентами, исполнительность. От критериев качества напрямую зависят количественные показатели.
- Индивидуальные показатели – аспект оценки, где объектом оценки является личная характеристика сотрудника: эмоциональная устойчивость, личная инициатива, надежность. Особое внимание уделяется личным качествам, которые напрямую влияют на эффективность деятельности.
Методы оценки сотрудников.
Вся методика включает в себя 3 группы способов оценки.
1. Качественные методы:
- матричный (определение соответствия характеристик сотрудника и предъявляемых к нему требований);
- эталонный (сравнение характеристик сотрудника с характеристиками наиболее успешных работников);
- произвольная характеристика (выделение основных положительных и отрицательных результатов работника руководителем);
- оценка выполнения (комплексная оценка деятельности сотрудника за определенный период работы);
- групповая дискуссия (обсуждение сотрудников руководителями в виде диалога и выделение наиболее ценных кадров).
2. Количественные методы:
- ранговый порядок (формирование списка работников по убыванию соответствия критериям оценки);
- заданная оценка (работнику дается фиксированное количество баллов за выполнение задания, сравнение результатов);
- свободная оценка ( базируется на основе заданной оценки с той разницей, что оценка дается в произвольном порядке);
- графический профиль (составление графика качеств сотрудника на основе заданной бальной оценки).
3. Комбинированные методы:
- тестирование (решение тестов по производственным задачам и оценка их результатов);
- определение УИС (уровень интеллектуальности сотрудника определяется на основе количественных данных качества работы);
- суммирование оценок (определение частоты проявления качеств работника).
Система оценки персонала – сложный, но необходимый нюанс для кадровых служб. Правильно подобрать профессиональных сотрудников – это будущий успех компании.